ХРАМ В БОЛЬШОМ СВИНОРЬЕ

2013-04

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Печать

ВИДЕОСЮЖЕТ

 

Историческая справка о храме Спаса Нерукотворного Образа Иисуса Христа г.Москвы, Новомосковского округа, д.Б.Свинорье Одигитриевского Благочиния


hram51

 

 

 

Задокументированная история храма начинается с конца 19 века (1894 год). Но по сохранившимся метрическим книгам, устным преданиям и литературным произведениям прошлого и позапрошлого века можно судить о более древней истории. Самые ранние метрические книги, сохранившиеся в храме, датированы началом 19 века.

Народное предание гласит о том, что первый деревянный храм здесь был построен во времена становления Московского Княжества. Дело в том, что уже тогда по этой местности проходил дублёр (выражаясь современным языком) главной Смоленской дороги из Москвы на Запад (старое Калужское шоссе). Примерно в 5-7 километрах от храма, на изгибе нынешнего шоссе, проходящего через современные сёла Анкудиново, Давыдково и Шарапово есть самое низкое по рельефу место. В этом месте в те давние времена была первая от Москвы почтовая станция, на которой меняли лошадей.

Место постройки древнего (и на его месте современного) храма было выбрано не случайно. Холм, где располагается строение является наивысшей точкой в округе. От сюда очень хорошо просматривается местность в радиусе примерно 10 километров. Соответственно и сам храм виден со всех сторон.

Во времена нашествия Наполеона, здесь часто отдыхал и запасался провизией Денис Давыдов. Французы боялись отойти далеко от Смоленской дороги, в «дикую» по их понятиям местность, этим и пользовался наш славный «первый партизан». Тут была одна из его «баз». Многие соратники Дениса Довыдова похоронены в окрестных лесах.

Существует легенда, которая гласит о том, что раньше село, где располагался храм называлось не «Свинорье» (как сейчас) а «Звинорье», от слова «Звон». Именно звон от колоколов церкви разлетался с холма по всей округе, который звал на Богослужение! Перелистывая метрические книги очень много интересного, можно узнать о быте и жизни местных жителей… Вот некий крестьянин пожертвовал на приобретение свечей аж 5 рублей… а вот заезжий купец 100 рублей отдал на обновление окон… батюшка повенчал молодую пару… крестины, отпевания… вдова солдата внесла в кассу 1 рубль… всё здесь записано, и сколько кто заплатил и пожертвовал! Имена этих людей на века вписаны в летопись! Но это уже другая история, история конкретных прихожан.


Краснокирпичная Спасская церковь в нынешнем виде (на месте старой) с приделами выстроена в 1892-1895 гг. по проекту архитектора С.В. Крыгина в псевдорусском стиле. Здание имеет традиционную композиционную схему, лежащую по продольной оси. Четверик храма двухсветный, увенчан каноническим пятиглавием на глухих барабанах. Пониженная трапезная расширена. Двухъярусную колокольню венчает восьмигранный ярус звона, завершённый невысоким кирпичным шатром с рядом ложных слухов. Наружный декор здания наряден: на терракотовом фоне стен контрастно выделяются белёные ряды поребриков, ширинки, кокошники, зубчики и т.д. Земля под храм была отдана и закреплена документально в середине 19 века, о чём свидетельствует старинная карта.

Храм достаточно большой, поэтому в него стекались люди из нескольких окрестных сел. После революции 1917 года часть имущества была изъята, но богослужения продолжались.

В советское время храм не закрывался. Тут кое как шли Богослужения. Однако в 1971 году предполагалось закрыть церковь, о чем было выпущено соответствующее постановление Мособлисполкома, с формулировкой «По причине отсутствия прихожан».

Как раз в это время сюда настоятелем из Москвы назначается отец Василий Брылёв - фронтовик Великой Отечественно войны с боевым ранением, награждённый медалью «За отвагу» и орденом ВОВ. Отец Василий в конце сороковых годов закончил семинарию. Он выпускник второго выпуска вновь открывшегося после гонений 30-х годов духовного института. Как бывший солдат, он бесстрашно оббивает все пороги высоких начальников, не боясь доказывает, что в храме есть прихожане! В конечном итоге он собирает пожертвования прихожан из предыдущего прихода, где он служил, и даёт их «кому надо» в комитете по делам религий. Храм не закрывают!

Но теперь надо его восстанавливать! И опять отец Василий ищет жертвователей и находит их! Благодаря стараниям настоятеля храма протоиерея Василия Брылева в 1976 году был сделан капитальный ремонт церкви. В 1999 году при финансовой поддержке прихожан и АО "Гагаринское" (ген. директор А.Б.Петровский) храм был вновь полностью отреставрирован: заново расписан, выкрашен снаружи, купола заменены на "золотые" из титановых сплавов, установлена новая церковная ограда.

В 2003г. на деньги благотворителей рядом с церковью возведен 2-этажный церковно-приходской дом.

 

В 2007-2008 годах была полностью обновлена позолота на всех алтарях храма!

ПРЕСТОЛЫ

Главный - иконы Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса;

В трапезной части – северный Святителя Николая и южный Казанской иконы Божией Матери.

Адрес храма:

г.Москва, Новомосковский округ, д.Б.Свинорье


Проезд:

С Киевского ж/д вокзала до платформы Крёкшино далее пешком около 3 км.

От метро "Теплый стан" маршруткой или автобусом № 526 до остановки "Село Большое Свинорье".

Храм находится фактически на кладбище села Большое Свинорье

 

Историческая справка о настоятеле храма протоиерее Василие Брылёве, служившего с 1971  по  2011 годы


Интервью с отцом Василием взято в 2010 году

 

 

- Батюшка, расскажите о Ваших родителях…

О моих родителях, Екатерине Спиридоновне и Михаиле Демьяновиче, я сохранил самые трогательные воспоминания как о людях глубоко верующих, достойно и честно проживших свою жизнь. Когда мне было 8 лет, арестовали отца, отказавшегося вступить в колхоз. Нас было семеро детей, мы буквально пухли с голоду. Но когда в колхозе созрела пшеница и мы захотели нарвать колосков, мать запретила нам это делать: "Не мы сажали пшеницу, не нам и брать!" А когда мы сказали ей, что ведь они у нас всё забрали, нашей пшеницей поле засевали, она ответила: "Но мы так не сделаем". Нелегко было в те времена соблюдать заповедь Божию "Не укради!". Едва живых от постоянного голода мать водила нас за девять километров по разбитой просёлочной дороге в единственную в округе действующую церковь. Окружающие открыто смеялись над нами. "Пусть смеются, над собой смеются, а мы будем Богу служить!" - говорила мать.

- А как к Вам, верующим, относились в школе учителя и дети?

- Тяжело было. В школе на каждом уроке учили атеизму. Трудно было выслушивать всё это, да ещё и терпеть бесконечные насмешки окружающих. Одно было утешение - молитва, горячая и искренняя. Она поддерживала в минуты сомнения, отчаяния, бессилия. А в церковные праздники собирались у нас дома нищие, убогие, странники... И радовались мы вместе непонятной и недоступной неверующим светлой радостью Божией. Однажды пришла к нашему дому монахиня из разорённого властью монастыря. Да так и осталась на всю жизнь. Татьяной её звали. Много доброго принесла она в наш дом. Научила меня церковно-славянскому чтению, молитвам и исполнению заповедей Божиих. Перед войной окончил я девять классов вечерней школы, курсы бухгалтеров, имел неполное среднетехническое образование.

- Батюшка, как же Вас, верующего, в те времена могли призвать в армию?

- Когда началась война, верующие оказались очень нужными стране. Осенью 1942 года и меня призвали. Отправили учиться в Ижевскую военную школу командного состава. Прибыв в эту школу, я сразу написал просьбу о том, чтобы меня отправили на фронт добровольцем. И меня вскоре отправили на действующий фронт под город Ржев красноармейцем. Я всегда был уверен в том, что долг православного христианина - защита Родины. Написал матери о скором вступлении в бой, и та заплакала, тревожась за меня, а монахиня Татьяна утешала её: "Не печалься, вернётся твой сокол, но без одного крыла..." Так и случилось. Вернулся. Осколками пробило грудь и лёгкое, перебило руку. До сих пор эти осколки в теле дают о себе знать, порой очень болезненно.

- Помните ли Вы, батюшка, случаи чудесного спасения на войне по Промыслу Божию?

- Весной 1943 года из Ржева меня перебросили на Орловско-Курскую дугу, где я был связистом. Пошли в наступление. Летит снаряд. Посреди нас упал. Мы уже с жизнью попрощались... Не разорвался. Связист-напарник, когда провода повреждало, восстанавливать связь меня посылал. Без связи в бою невозможно. А любой снаряд, осколок, пуля могли оборвать и провод, и жизнь связиста. Немцы это хорошо понимали, вели беспрерывный огонь. Как-то под Козельском они оставили свой кабель. А у нас он закончился - весь измотали, не хватает. Командир приказал намотать немецкий кабель и обеспечить связь. Я попросил напарника: хоть раз ты сходи, ведь коммунист всё-таки... Тот ругается крепко в ответ, хулит Бога и Церковь... А я молюсь, прошу его помолчать. Слёзно прошу. Ему же неймётся... Пополз я под ураганный огонь, соединил кабели, связь была обеспечена. А когда приполз обратно, места не узнал. Столь яростен был огонь немцев, всю землю взорвало. Тяжело раненного напарника еле откопал... Начальник штаба батальона перед всеми ротами сказал обо мне: вот как надо выполнять приказ командира... Медаль "За отвагу" вручили.

- Батюшка, почему Вы так смущённо рассказываете об этом случае?

- Вы не подумайте, это я не для своей славы рассказываю. Я хочу, чтобы люди поверили, что есть Бог, есть Промысл Божий. Вера в Бога на войне особая. Не принято было разбивать лоб в земных поклонах. Там Бог был в душе каждого. Мы верили в то, что все деяния человеческие, порой очень жестокие, не случайны и совершающий их может надеяться на прощение. Не каждый может пережить войну. Помогают только вера и надежда. На войне для верующего человека спасение в уповании на Бога, чудесным образом избавляющего от смерти. Тогда я дал обещание Богу: выживу, вернусь - стану священником, буду служить Богу и людям, чего бы мне это ни стоило.

- Отец Василий, как Вы после множества ранений, операций смогли исполнить своё обещание?

- В 1946-м поступил в Московскую духовную семинарию. Конкурс был 30 человек на место. Писал левой рукой, правая рука болталась свободно. Мать наша очень хотела, чтобы хотя бы один её сын стал священником. Сдал я вступительные экзамены. И во время учёбы в семинарии, и во время последующего служения трудно было, почти как на войне. Только не свистели пули и не рвались снаряды. Но гремели взрывы и разрушались храмы, в которых я служил, и раны кровоточили и не заживали. Обучение усложнялось попытками тёмных сил отсеять из семинарии верующих студентов. Но против этого выступили трое профессоров. Они обратились к Патриарху Алексию I, который и помог сохранить контингент будущих духовных пастырей. На этом духовная брань не закончилась. Бывало, служить не давали. Запрещали, угрожали, вызывали, уговаривали, прельщали, соблазняли, требовали, настаивали, заставляли доносить обо всём, что говорит человек на исповеди, успокаивали и заверяли: так делают все - "все на нас работают, все нам служат"....

- Батюшка, как же Вам удалось выстоять против такой силищи и не сломаться?!

- А я им заявил: "Объявлю с амвона народу о ваших действиях по отношению ко мне!" Стали заискивать, просили ни о чём не рассказывать, казалось бы, оставили в покое, но переводили из одного храма в другой, сначала в Москве, потом в области, и наконец "сослали" в Большое Свинорье Наро-Фоминского района, где разрушающийся храм пора было закрыть и прихожан не было почти.

- В каких храмах Вам, батюшка, довелось служить?

- В Москве - в храме Воскресения Христова, в Преображенском храме (потом его при Хрущёве взорвали). А когда временно в церкви в Монино служил, во время песнопения "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи..." вдруг увидел голубя над Престолом. Он кружился там до тех пор, пока не закончилось пение, потом так же неожиданно растаял (растворился в воздухе). Верующие всё это видели. Староста тут же потребовал меня уволить. В Преображенском храме был такой случай: зять старосты вдруг набросился на икону Архангела Михаила и начал её разбивать гирей. А в тех местах, куда наносились удары, стала выступать кровь... Он испугался, убежал, спрятался. Потом староста подарил мне эту икону. Я её отреставрировал, но оставил следы крови в нескольких местах. Теперь в день Архангела Михаила всегда кладу эту икону на аналой и рассказываю прихожанам её историю...

- Батюшка, Спасская церковь в Большом Свинорье была разрушена. На ней не было ни крестов, ни куполов, ни колоколов, полы проваливались, стены осыпались, большинство икон исчезло, прихожан не было... Как Вам удалось возродить храм?

- Помолясь, взялся за дело. Взорвать церковь хотели. Всё, что у меня было, вложил в этот храм... Что мог, собрал в селе, да много ли там соберёшь? Ведь людей-то в деревнях не осталось. Поехал на прежнее место службы, туда, где уже был воровски взорван храм Преображения в Москве. Обратился к людям, они и собрали деньги на восстановление и сохранение этой церкви. А чтобы отстоять храм, пришлось собирать деньги на взятку уполномоченному по делам религий. Всю чёрную работу с топором и молотком в руках я выполнял сам. Прихожане помогали. Всё сделали на пожертвования верующих...

Сейчас, особенно в воскресные и праздничные дни, уже тесновато в довольно вместительном храме. Добрые люди помогли батюшке поставить крепкую новую ограду вокруг храма, построить новый приходской дом. А на празднование дня города Наро-Фоминска (последние выходные мая месяца) в 2003 году отцу Василию было присвоено звание "Почётный гражданин Наро-Фоминского района".

Батюшка имеет награды «За полезное» от губернатора Московской области.

Отец Василий также удостоин церковных наград и грамот врученных Его Святейшеством Патриархом Всея Руси Алексием II и Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

 

Документальный фильм «С Богом…» 2010 год (08 мин 18 сек)

Ссылка - http://www.youtube.com/watch?v=84JaOjx_Tcc

{youtube}84JaOjx_Tcc{/youtube}

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ

 


Соборование

22 декабря в 14:00

ПЕНИЕ АКАФИСТОВ

каждую пятницу в 17:45 внутри вечерней службы

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

Со священником проходят по средам в 19 ч.
С приходским катехизатором - по Субботам и Воскресеньям в 9.00,
а так же за 2 часа до начала Крестин.
К приезду на беседы Крестные родители и родители детей
дома читают Евангелие и учат соответствующие молитвы.

БАННЕРЫ

01b-patrmos

02b-eparhmos01

07-blagochinie

04b-soyz

05b-predanie

06b-pravoslavie